Дизельные моторы УАЗ

Инструкция по эксплуатации ЗМЗ-514

Содержание :
Техническая характеристика двигателя.
Заправочные емкости
Основные данные для регулировки и контроля
Применяемые горюче-смазочные материалы
Система управления двигателем ЗМЗ-514.10
Работа системы управления двигателем
Заправка системы смазки двигателя
Пуск двигателя
Регулировка холостого хода
Управление двигателем и контроль за его работой
Обкатка двигателя в составе автомобиля
Рекомендуемые режимы эксплуатации
Техническое обслуживание
Методика натяжения ремня привода ТНВД
Методика замены ремня привода ТНВД
Правила техники безопасности

Техническая характеристика двигателя.

Тип двигателя: Дизельный, с турбонаддувом, непосредственным впрыском, механической системой управления
Число цилиндров: 4
Расположение цилиндров Порядок работы цилиндров: Вертикально в ряд, 1-3-4-2
Направление вращения коленчатого вала по ГОСТ 22836-77 : Правое
Диаметр цилиндра, мм: 87
Ход поршня, мм: 94
Рабочий объем двигателя, л: 2,24
Степень сжатия: 19,4
Номинальная мощность брутто по ГОСТ 14846-81 при частоте вращения 4000 мин"-1, кВт (л. с.): 72(98)
Максимальный крутящий момент брутто ПО ГОСТ 14846-81 при частоте вращения 2250 об. В мин. м (кгсм): 216 (22.0)
Минимальная частота вращения холостого хода,мин-1 : 800+50
Электрооборудование: напряжение бортовой сети, клемма минус на корпусе автомобиля, Генератор 12 В. С номинальным напряжением 14В и максимальной токоотдачей в нагретом состоянии не менее 72А с выводами фазы и дополнительных диодов, с вакуумным насосом.
Свечи накаливания: Штыревые
Стартер: С редуктором, дистанционным электромагнитным включением.
Датчик температуры охлаждающей жидкости электросистемы управления рециркуляцией отработавших газов и свечами накаливания: Полупроводниковый
Датчик температуры охлаждающей жидкости: Терморезисторный
Датчик указателя давления масла: Потенциометрического' типа
Датчик указателя аварийного давления масла: Контактного типа
Датчик положения коленчатого вала: Индукционного типа
Топливный насос высокого давления (ТНВД): Распределительного типа с механическим регулятором.
Форсунки: Закрытого типа, с двухстадийной подачей топлива
Фильтр очистки топлива: С подогревателем, топливоподкачивающим насосом датчиком наличия воды.
Топливоподкачивающий насос: Механический, встроенный в двигатель.
Система смазки: Комбинированная с масляным фильтром 2101С-1012005-НК-2 ИЛИ 2101С-1012005-РК-1.
Водомасляный теплообменник: Встроенный в системы охлаждения и смазки, устанавливается между блоком цилиндров и масляным фильтром.
Масляный насос: Шестеренный, односекционный, расположен в картере.
Система охлаждения: Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, с термостатом ТС-107-01.
Водяной насос: Центробежный, привод осуществляется поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Передаточное число 1,11.
Система наддува: Турбокомпрессором, приводимым отработавшими газами.
Система рециркуляции отработавших газов: С пневмоэлектрическим управлением. Клапан рециркуляции вакуумный.
Сцепление: Сухое, однодисковое, с диафрагменной пружиной, наружный диаметр ведомого диска 240мм.
Масса незаправленного двигателя со сцеплением. кг: 225
Воздушный фильтр: С сухим фильтрующим элементом производительностью 500 м3/ч устанавливается на автомобиле.
Система вентиляции: Закрытая, с подсоединением ветви от крышки маслоотделителя к подводящему патрубку турбокомпрессора. на оглавление

Заправочные емкости:

Система смазки, л: 7,0
Система охлаждения (без заправочного объема радиатора), л: 3,7 на оглавление

Основные данные для регулировки и контроля

Давление в системе смазки на прогретом двигателе в месте установки датчика давления при частоте вращения 750±50 мин-1 на холостом ходу, не менее кПа(кг/см2): 108(1,1)
Прогиб ремня привода вспомогательных агрегатов при приложении нагрузки 8кгс между шкивами генератора и водяного насоса должен быть. мм 14±1
Нормальная температура в системе охлаждения,°с: 80...95
Расход масла на угар от расхода топлива: % 0,35 на оглавление

Применяемые горюче-смазочные материалы
Топливо:Дизельное по ГОСТ 305-марок: Л-0, 2-40; 3-0. 2-(-35°С); 3-0,2-(-45°С); А-0,2 в соответствии с условиями эксплуатации.
Смазка: Моторные масла по вязкостно-температурным свойствам классификации 5АЕ: 5АЕ 30 от +5° и выше; 5АЕ 15М-40 от -15°С и выше ; 5АЕ 10М-40,5АЕ 10М-30 от -20°С и выше; 5АЕ1Ш-40,5АЕ 5И-30, от -25° С и выше; по эксплуатационным свойствам и классификации АР I; группа СГ-4.
Охлаждающая жидкость: ТОСОЛ-А40М, ОЖ-40 "Лена"
Система управления двигателем ЗМЗ-514.10, укомплектованного ТНВД типа УЕ с механическим регулятором. на оглавление

Система управления двигателем

Предназначена для запуска двигателя, управления им в режиме движения транспортного средства и остановки.
Основными функциями данной системы являются:
• управление рециркуляцией отработавших газов для снижения выбросов окислов азота;
• управление углом опережения впрыска топлива при пуске холодного двигателя и прогреве;
• управление свечами накаливания для обеспечения холодного пуска двигателя и его прогрева;
• формирование сигнала на тахометр автомобиля для выдачи информации о скорости вращения коленчатого вала двигателя;
• сигнализация наличия воды в топливном фильтре;
• контроль за состоянием системы управления и сигнализация о обнаруженных неисправностях.на оглавление

Работа системы управления двигателем
В своей работе система управления двигателем использует данные, полученные от датчиков системы и программы, заложенной в памяти блока управления.
Данная система работает следующим образом:
При включении зажигания на панели приборов загорается и гаснет контрольная лампа, это означает, что система исправна и готова к работе. При пуске двигателя блок управления определяет температурное состояние двигателя по датчику температуры охлаждающей жидкости. Если температура ниже +23°С,то блок управления через реле выдает команду на включение свечей накаливания. При этом загорается контрольная лампа и горит не более 10 секунд, что свидетельствует о разогреве свечей накаливания. Если после запуска холодного двигателя лампа вновь загорается, это свидетельствует о работе свечей накаливания. В зависимости от температурного состояния двигателя работа свечей накаливания и, соответственно, горение контрольной лампы продолжаются не более 3 минут.
На режимах холодного пуска и прогрева двигателя блок управления выдает команду топливному насосу высокого .давления на увеличение угла опережения впрыска топлива. .
После запуска и прогрева двигателя, при увеличении подачи топлива блок управления выдает электрические импульсы на клапан рециркуляции отработавших газов. Для определения оптимального режима управления рециркуляцией отработавших газов блок управления использует данные датчиков температуры охлаждающей жидкости, положения рычага ТНВД, числа оборотов и данные, заложенные в его память. Блок управления непрерывно корректирует выходные данные по изменяющимся сигналам датчиков.
Блок управления определяет число оборотов по датчику оборотов коленчатого вала и выдает информацию на тахометр автомобиля.
При превышении допустимого количества воды в топливном фильтре, которое определяется датчиком наличия воды, расположенным в фильтре тонкой очистки топлива, загорается лампа, установленная на панели приборов автомобиля.
В этом случае необходимо незамедлительно остановить двигатель и слить воду из фильтра тонкой очистки топлива. Невыполнение данных мероприятий может привести к выходу двигателя из строя.
В случае выхода из строя датчиков, исполнительных устройств или цепей системы управления, блок управления автоматически переходит на резервный режим работы, используя данные, заложенные в его памяти.
При переходе блока управления в резервный режим на приборной панели загорается и постоянно горит контрольная лампа.
Работа системы в резервном режиме ухудшает запуск, особенно, холодного двигателя, увеличивает токсичность, расход топлива. В этом случае необходимо проведение квалифицированных ремонтных работ.на оглавление

Заправка системы смазки двигателя.
Заправка системы смазки производится через маслозаливную, горловину, размещенную на крышке клапанов головки цилиндров. Работа двигателя с открытой маслозаливной горловиной не допускается. Количество залитого масла контролируется стержневым указателем уровня масла. При горизонтальном положении автомобиля уровень масла должен находится между метками miп и mах, расположенными на указателе . на оглавление

Пуск двигателя в автомобиле
Топливо и масло должны соответствовать сезону эксплуатации. Для облегчения пуска двигателя в зимнее время, допускается разбавлять топливо керосином, не более 20% от объема топлива. на оглавление

Пуск холодного двигателя при температуре от 0°С и выше.
Установите ключ в выключателе пуска, находящегося на рулевой колонке, в положение «I».Подождите пока не погаснет контрольная лампа включения свечей накаливания. Выключите сцепление и включите стартер (положение «II») Стартер держите включенным до пуска двигателя, но не более 10 секунд.
Повторную попытку запуска осуществляйте не ранее чем через 15-20 секунд.
Если двигатель не пускается или глохнет, верните ключ в положение "О ".Затем установите ключ в положение "I",подождите пока не погаснет контрольная лампа включения свечей накаливания и включите стартер. Если двигатель не пускается после трех попыток, прекратите пуск, выясните и устраните неисправность.
Управление частотой вращения коленчатого, вала двигателя при прогреве осуществляется автоматически. При температуре окружающего воздуха выше 8°С устройство подогрева топливного фильтра выключается автоматически.


Пуск холодного двигателя при температуре от 0°С до -20° С.
Установите ключ в выключателе пуска в положение «I». при этом произойдет включение подогревателя топливного фильтра и свечей накаливания. Для подогрева топливного фильтра подождите 1-1,5мин. Дальнейшая последовательность операций остается такой же, как и в случае пуска холодного двигателя при температуре 0°С и выше.

Пуск горячего двигателя
Последовательность операций остается такой же, как и в случае пуска холодного двигателя от 0°С и выше, без ожидания отключения контрольной лампы свечей накаливания.

Регулировка холостого хода двигателя
После запуска двигателя регулировка оборотов и дымности отработавших газов обеспечивается автоматически двухрежимным центробежным регулятором ТНВД. на оглавление

Управление двигателем и контроль за его работой
Регулирование мощности двигателя производится посредством управления рычагом подачи топлива ТНВД.В зависимости от величины перемещения рычага подачи топлива, ТНВД автоматически дозирует цикловую подачу топлива в зависимости от оборотов и степени наддува. Управление рычагом подачи топлива производится приводом, установленным на автомобиле. Контроль за работой двигателя осуществляется датчиками, установленными в его системах. Показания датчиков отображаются на указателях, встроенных в щиток приборов автомобиля. на оглавление

Обкатка двигателя в составе автомобиля
Долговечность двигателя в значительной степени зависит от режимов его работы в период обкатки. Продолжительность обкатки установлена в 2500км.
В период обкатки:
1.Начинайте движение после прогрева двигателя на умеренной частоте вращения коленчатого вала.
2.Проверяйте натяжение ремней привода вспомогательных агрегатов и ТНВД, так как в период обкатки происходит их наибольшая вытяжка. Частота вращения двигателя при пробеге, автомобилем первых 2500км не должна превышать 2500-3000мин/-1 и быть не менее 1000 мин/-1 при работе под нагрузкой.
4.Нагрузка автомобиля в период обкатки не должна превышать 0,5 максимальной. на оглавление

Рекомендуемые режимы эксплуатации
При движении автомобиля используйте режимы работы двигателя, характеризующиеся средними величинами нагрузок и оборотов коленчатого вала. Эти режимы являются наиболее экономичными с точки зрения эффективности использования топлива на единицу развиваемой мощности. При работе двигателя контролируйте его температурный режим по указателю температуры на щитке приборов, не допускайте его перегрева, это приведет к выходу двигателя из строя.Не эксплуатируйте не прогретый двигатель на максимальных режимах это приведет к повышенному износу деталей и увеличенному расходу топлива. на оглавление

Техническое обслуживание
Для обеспечения постоянной готовности двигателя к работе и поддержанию его высоких эксплуатационных качеств необходимо проводить ТО в сроки указанные в сервисной книжке на двигатель, а так же применять топливо, масло и охлаждающую жидкость, рекомендуемые в паспорте на двигатель и настоящей инструкции. на оглавление

Методика проверки натяжения ремня привода ТНВД
1.Проверить правильность установки ТНВД. Для этого нужно повернуть коленчатый вал до совпадения меток на крышке цепи и шкиве коленчатого вала, зафиксировать точное положение коленчатого вала с помощью технологического штифта, проходящего через стенку блока цилиндров в паз маховика. убедиться в совпадении отверстия в первой шейке впускного распределительного вала и отверстия в передней крышке распределительных валов (смотреть через маслозаливную горловину крышки клапанов),что будет соответствовать положению поршня 1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия.
2. Проверить .правильность установки ТНВД специальным штифтом, штифт должен свободно проходить через паз ступицы шкива ТНВД в отверстие в корпусе ТНВД. Если штифт не проходит, необходимо ослабить болты крепления ТНВД и болт с гайкой опоры заднего кронштейна ТНВД и повернуть насос в нужном направлении до обеспечения прохода штифта. После этого затянуть болты крепления ТНВД с моментом 1,6-2кгсм. Натянуть ремень.
3.Ослабить болт крепления натяжного ролика. При этом произойдет автоматическое натяжение зубчатого ремня, за счет усилия натяжной пружины. Закрепить болт крепления натяжного ролика с моментом 1.2-1.8кгсм. на оглавление

Методика замены ремня привода ТНВД
Выполнить пункт 2 предыдущего раздела.
1. Ослабить болт крепления натяжного ролика зубчатого ремня. Повернуть кронштейн натяжного ролика до упора по часовой стрелке преодолевая усилие натяжной пружины. Закрепить болт крепления натяжного ролика в этом положении.
2. Снять зубчатый ремень.
3. Ослабить болты крепления ТНВД болт с гайкой опоры заднего кронштейна ТНВД. Установить ТНВД посередине пазов переднего кронштейна и слегка притянуть болты крепления.
4. Установить новый ремень. При, этом необходимо следить за тем, чтобы паз в ступице ТНВД приблизительно совпадал с отверстием в корпусе ТНВД.
5. Ослабить болт крепления натяжного ролика. Ремень привода ТНВД натянется автоматически усилием натяжной пружины. Закрепить болт крепления натяжного ролика с усилием 1,2-1,8кгсм.
6. Ослабить болты крепления ТНВД и поворачивая насос в пазах зафиксировать шкив штифтом, проходящим через паз ступицы шкива в отверстие в корпусе насоса. Затянуть болты крепления ТНВД с усилием 1,6-2кгсм.
7. Извлечь установочные штифты из ступицы шкива ТНВД и из отверстия в блоке цилиндров. Отверстие в блоке заглушить заглушкой. на оглавление

Правила техники безопасности
В процессе эксплуатации двигателя строго выполняйте правила техники безопасности!
1. При работе с топливом и другими горюче-смазочными материалами соблюдайте правила противопожарной безопасности.
2. Охлаждающая жидкость ТОСОЛ ядовитая, при работе с ней необходимо принять меры предосторожности ,исключающие возможность ее попадания в полость рта.
3. Запрещается производить прогрев двигателя в закрытом помещении с плохой вентиляцией. Отработавшие газы двигателя содержат ядовитые продукты сгорания топлива, которые при вдыхании вызывают тяжелые отравления и могут привести к смертельному исходу.
4. Поднимайте и транспортируйте двигатель за грузовые скобы .Не находитесь под поднятым двигателем.на оглавление

Используются технологии uCoz